Главная » 2017 » Ноябрь » 2 » Минюст России: требования о юридическом образовании судебного представителя недостаточно
18:29
Минюст России: требования о юридическом образовании судебного представителя недостаточно

Чуть более чем в течение месяца появились сразу три громкие инициативы, касающиеся представительства в судах. С первой выступил депутат Госдумы Павел Крашенинников – согласно внесенному 27 сентября в нижнюю палату парламента законопроекту1 представителями в судах могут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Аналогичную идею выдвинул и Верховный Суд Российской Федерации – 3 октября соответствующий законопроект был одобрен Пленумом ВС РФ. А 24 октября Минюст России опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Документ предполагает, что представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты.

По мнению заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака, ввести требование только о юридическом образовании недостаточно. "Одно дело – получить доступ к профессии, другое – обеспечивать надлежащее поведение юриста после того, как он этот доступ получил. Можно иметь юридическое образование и оказывать низкого качества юридическую помощь или даже совершать правонарушения. Но тот представитель, которого сегодня вывели с приставами из зала суда, абсолютно никак не мотивирован вести себя прилично дальше, если на следующий день он может опять прийти в суд. Никаких механизмов воздействия на него нет, кроме судебного штрафа", – пояснил он вчера в ходе круглого стола, организованного ИД "Коммерсантъ". При этом институт адвокатуры предусматривает механизм контроля за деятельностью адвокатов (п. 2 ст 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; далее – закон об адвокатуре). Тогда как указанные законопроекты подобный инструмент не предлагают.

Критично об идее запрета лицам, не имеющим юридического образования, оказывать судебное представительство отозвался и вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров: "Это, конечно, красивое заявление, которое, на первый взгляд, логично – какая там трибуна лицам, не смыслящим ничего в юриспруденции?! Но каждый год количество лиц с юридическими дипломами увеличивается больше чем на 100 тыс. И если на сегодняшний день нет как запрета, так и прямого разрешения на участие таких лиц в суде, то тут предлагается законодательным путем разрешить им всем доступ к судебной трибуне. Более того, все те, кто активно освоил этот рынок, даже если они и не получили дипломы, уже эти дипломы купили. Поэтому я утверждаю, что это яркая заплата на кафтане, который требует перешива. Никакой реальной и полезной нагрузки эта инициатива не несет".

В то же время эксперт поддержал инициативу Минюста России. "Концепция ставит вопрос шире, пытается урегулировать в целом рынок юридических услуг, в том числе и судебного представительства, и не называет шаг с запретом доступа к судебной трибуне юристов основным и первостепенным, полагая, что надо подходить глубже и регулировать шире", – пояснил Шаров.

Как отметил Денис Новак, гражданам гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Однако несмотря на то, что квалифицированная помощь предполагает наличие соответствующей квалификации, никаких требований на этот счет в отношении судебных представителей законодательство не содержит. Концепция призвана этот пробел устранить. Документ рассчитан на регулирование рынка профессиональной юридической помощи в целом. Основная его цель – регулировать предоставление платных юридических услуг, не затрагивая сегмент юридической помощи, оказываемой безвозмездно (например, некоммерческими правозащитными организациями). "Наибольшую опасность квалифицированная юридическая помощь представляет тогда, когда оказывается на возмездных началах – больше рисков, что человек будет преследовать корыстный интерес", – объяснил представитель ведомства. Вместе с тем концепция не предполагает введение в одночасье жестких правил о судебном представительстве. Как мы писали ранее, представленные в документе положения разделены на три этапа.

Первый этап призван сделать адвокатуру более привлекательной для юридического бизнеса. "Сама система организационно-правовых форм адвокатских образований не предполагает возможности создания адвокатских образований в форме коммерческих организаций, которые удобны для юридического бизнеса, оказывающего услуги вне адвокатуры", – обратил внимание Денис Новак. В течение следующего года планируется это исправить. Так, документ предлагает предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций, дать адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями и т. д. Все это, уверен эксперт, будет способствовать тому, что многие практикующие юристы потянутся в адвокатуру, поскольку помимо прочего она имеет и ряд существенных преимуществ (например, адвокатская тайнаадвокатский запрос и др.).

Второй этап будет посвящен разработке нормативной базы для того, чтобы те, у кого имеется серьезный стаж работы в организациях, оказывающих юридические услуги, могли в упрощенном порядке перейти в адвокатуру. Под серьезным стажем авторы концепции подразумевают опыт работы не менее пяти лет. При этом речь идет не о любом юридическом стаже, а исключительно о работе в организациях, оказывающих юридические услуги (юридический консалтинг). Такие специалисты смогут получить статус адвоката, сдав онлайн-тест на знание закона об адвокатуре (соответствующий сервис будет создан на сайте ФАП РФ). Остальные должны будут сдавать квалификационный экзамен в общем порядке. Ожидается, что подготовка нормативной базы завершится в 2019 году.

Третий этап – это прием всех желающих в ряды адвокатуры (с 2020-2022 годы). В этот же период, уточнил Денис Новак, будет проводится мониторинг того, насколько увеличится численность адвокатов и, следовательно, насколько доступной окажется юридическая помощь, если по окончании этого этапа будет введена адвокатская монополия на оказание платных юридических услуг. "Если мы не будем уверены в том, что юридические услуги будут доступны, то та дата, которая обозначена сейчас в концепции [1 января 2023 года. – Ред.], будет сдвигаться дальше. Резких движений никто производить не собирается. Это модель эволюционного сближения юристов в одну корпорацию с возможностью обсуждения вопроса о введении исключительного права на судебное представительство только адвокатов", – заверил он. 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Просмотров: 92 | Добавил: SergeyAleksandrovich | Теги: Законопроекты, ВС РФ, образование и наука, Инициативы, реорганизация судебной системы, судопроизводство, права человека, адвокатура, судебная система | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz