Совет ФПА РФ на состоявшемся в конце прошлой недели заседании принял документ, закрепляющий нормы поведения адвокатов в социальных сетях и блогосфере. Напомним, разработку Правил поведения адвокатов в Интернете(далее – Правила) специальная рабочая группа Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ начала еще в 2015 году. Текст итогового документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.
Как отмечают в ФПА РФ, основным принципом, которым руководствовались разработчики при подготовке Правил, стало соблюдение баланса между конституционным правом адвоката, как и любого гражданина, на свободу слова и выражения мнения и ограничениями, которые налагает адвокатская профессия. В результате было сформулировано правило, согласно которому адвокат должен вести себя в виртуальной среде, в том числе в социальных сетях, так же, как если бы он выступал публично – в соответствии сзаконодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также Кодексом профессиональной этикии традициями адвокатуры.
Правила поведения в виртуальном пространстве распространяются на те случаи, когда очевидна принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу. При этом нарушение адвокатами Правил может расцениваться как нарушение правил адвокатской профессии и норм профессиональной этики адвоката и стать основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (п. 1.3-1.4 Правил).
Адвокатам, в частности, предписывается с осторожностью относиться к своей деятельности в Интернете, когда это касается оказания юридической помощи, предоставления профессиональных советов и юридических консультаций, адресованных и доступных неопределенному кругу лиц. В то же время полностью такая деятельность не запрещена. Ограничения не распространяются на различного рода профессиональные публикации, а также на электронную переписку личного характера, которая недоступна третьим лицам (п. 2.1.3-2.1.5 Правил).
Поведение адвоката в Интернете должны отличать сдержанность и корректность, отмечается в документе. Подчеркивается, что публичные комментарии и суждения адвокатов относительно позиций других адвокатов по делам, в которых они не участвуют, недопустимы. Однако выражать свое профессиональное мнение по конкретным делам не запрещается – главное, чтобы комментарии не противоречили законодательству и корпоративным нормам адвокатского сообщества. При этом отмечается, что традиции российской адвокатуры несовместимы с публичным порицанием подозреваемых и обвиняемых лиц. (п. 2.2.1-2.2.4 Правил).
Кроме того, авторы Правил предусмотрели требования к надежности информации, распространяемой адвокатами в Интернете. Например, отмечается, что любые заявления, сделанные адвокатом должны быть ответственными, достоверными и не вводить в заблуждение. При этом его высказываниям должны быть чужды правовой нигилизм, любой вид агрессии, розни и нетерпимости, говорится в документе (п. 2.3.1, п. 2.3.3 Правил).
Между тем адвокатам запрещается делать публичные заявления от имени адвокатской корпорации в Интернете и выдавать свое мнение за общее мнение адвокатского сообщества. Также адвокатам предписывается быть сдержанными при подписании различных коллективных обращений и писем, а также при участии в иных коллективных акциях в Интернете (п. 2.5.1-2.5.2 Правил).
Правила также затрагивают вопросы информационной безопасности при пользовании Интернетом. В частности, отмечаются высокие риски потери конфиденциальности информации, размещаемой на публичных интернет-сервисах (конкретных рекомендаций адвокатам при этом не дается). Помимо этого адвокатам предписывается следить за тем, чтобы на их собственные интернет-ресурсы не попадала посторонняя информация и отмечается, что даже самые высокие параметры безопасности учетной записи не смогут гарантировать полную защиту размещаемых в Интернете сведений (п. 2.4.1-2.4.3 Правил).
Также адвокатам предписывается избегать конфликта интересов при общении в Интернете и принимать необходимые меры к соблюдению адвокатской тайны. При этом подчеркивается, что размещать в Интернете информацию по конкретному делу, допускается только с предварительного письменного согласия доверителя (раздел 3, п. 4.1-4.1 Правил).
Помимо прочего, Совет ФПА РФ одобрил также дополнения в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката. Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.
В частности, в результате внесенных поправок советы адвокатских палат на местах лишились права устанавливать собственные критерии оценки результатов тестирования претендентов на получение адвокатского звания. Тестирование и устное собеседование теперь могут проводиться в разные дни, а в день проведения экзамена будут объявлять только результаты тестирования (п. 1.3, 1.4. решения Совет ФПА РФ от 28 сентября 2016 г. "О внесении поправок в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката").