Предлагается отказаться от формы единого государственного экзамена, который сегодня признается одновременно и выпускным школьным испытанием, и вступительным испытанием в вузы. Вместо него для школьников последнего класса планируется ввести государственные экзамены, задания для которых будут утверждаться региональными органами, действующими в сфере образования. Соответствующий законопроект1 внесен на рассмотрение нижней палаты парламента группой депутатов во главе с Владимиром Жириновским.
Согласно документу, полученные до внесения поправок результаты ЕГЭ будут действительны еще четыре года после сдачи экзамена. Вузы, в свою очередь, смогут в течение этого времени принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета. В случае вступления в силу указанных поправок прием на обучение в вузы выпускников, которые не сдавали ЕГЭ, будет осуществляться только на основании результатов вступительных испытаний, проводимых самой образовательной организацией.
По мнению парламентариев, ЕГЭ не позволяет определить реальный уровень знаний обучающихся. "Форма ЕГЭ, требуя от школьников ответы на тестовые вопросы, учит детей только "проставлять галочки в клеточках", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Еще один довод против ЕГЭ заключается в том, что Минобрнауки России довольно часто корректирует правила проведения ЕГЭ. Например, в октябре 2015 года стало известно, что в 2016 учебном году будет отменена тестовая часть в экзаменах по географии, истории, информатике и обществознанию. Постоянные изменения порядка ЕГЭ неприменимы по отношению к детям, которые не успевают адаптироваться к процедуре его проведения, считают народные избранники. Среди негативных сторон ЕГЭ депутаты также выделяют тот факт, что самостоятельно подготовиться к ЕГЭ сложнее, чем к классическим экзаменам, и многим детям нужна помощь репетиторов.
Аналогичной позиции относительно отмены ЕГЭ придерживается и депутат Госдумы Сергей Миронов. Он считает необходимой мерой возвращение к классической системе проверки знаний выпускников школ. "Более объективной не на словах, а на деле являлась вся прежняя система образования, считавшаяся одной из лучших в мире", – подчеркивает он.
Отметим, что это не первая инициатива, направленная на отмену ЕГЭ. К примеру, в марте прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагалось освободить некоторых выпускников школ от сдачи экзамена в такой форме. Тогда речь шла о школьниках, которые в дальнейшем не планируют продолжать обучение в вузах. В ноябре прошлого года указанный документ был отклонен.
Напомним, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ был введен в 2008 году по отдельным предметам (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ), а впоследствии школьники стали сдавать его по всем основным школьным дисциплинам. Предполагалось, что данное нововведение искоренит коррупцию в сфере образования, а также обеспечит эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников за счет единых заданий и автоматической проверки работ.
|