ВС РФ обобщил судебную практику по делам о преступлениях против половой свободы личности.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" говорится, что при рассмотрении дел об изнасилованиях и насильственных действиях сексуального характера не имеют значения мотивы преступника. Неважно, хотел ли он просто удовлетворить половую потребность, или же пытался отомстить потерпевшей, выразить национальную или религиозную ненависть либо преследовал иные цели.
ВС РФ объявил, что легкий и средний вред здоровью, причиненный при сексуальном насилии, должен расцениваться как отягчающее обстоятельство по ст. ст. 131, 132 УК РФ. Если же преступник причинил здоровью жертвы тяжкий вред, в дело следует добавить обвинение по ст. 111 УК РФ. То же самое касается тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшей. Если же преступник после изнасилования умышленно лишил жертву жизни, то помимо ст. ст. 131, 132 УК РФ в деле должна присутствовать ст. 105 УК РФ.
Как угрозу применения насилия следует рассматривать только такие высказывания, которые были направлены на преодоление сопротивления. При этом у потерпевшей должны были иметься основания опасаться осуществления угроз. Как угрозу убийством можно расценивать не только слова, но и угрожающие жесты и демонстрацию оружия. Если угроза была высказана уже после совершения изнасилования или насильственных действий (например, чтобы потерпевшая не обращалась в полицию), то ее следует квалифицировать отдельно по ст. 119 УК РФ.
Нахождение потерпевшей в беспомощном состоянии (обморок, физические недостатки, психические заболевания) должно учитываться судом лишь в том случае, если сам преступник понимал этот факт. Опьянение признается беспомощным состоянием лишь в том случае, если потерпевшая лишилась возможности осознавать происходящее или оказывать сопротивление. При этом неважно, употреблялись алкоголь или наркотики по инициативе насильника или независимо от него.
Преступление следует считать оконченным с момента начала полового сношения или иных действий сексуального характера. Отказ от преступления засчитывается лишь в том случае, если преступник показал, что собирается совершить подобные действия, но передумал до их начала. Если это решение было принято добровольно, то он может быть обвинен только в тех действиях, которые успел совершить (например, побои). Если же преступник был вынужден отказаться от своего замысла по независящим от него причинам, его следует обвинить в покушении на изнасилование либо насильственные действия.
Если преступник в течение непродолжительного периода несколько раз совершил изнасилование либо насильственные действия в отношении одного и того же лица, его действия следует рассматривать как единое преступление. Если в отношении одной потерпевшей совершались и изнасилование, и насильственные действия, в обвинении должны присутствовать и ст. 131 УК РФ, и ст. 132 УК РФ.
Суд должен расценивать преступление как совершенное группой лиц, даже если непосредственно изнасилование или насильственные действия совершил только один человек, а его пособники содействовали ему.
Изнасилование или насильственные действия считаются совершенными с особой жестокостью не только в связи с физическими, но и в связи с нравственными страданиями потерпевшей. Например, таковым можно счесть изнасилование в присутствии близких. При этом могут быть учтены страдания не только потерпевшей, но и иных лиц.
Беременность потерпевшей должна быть отнесена к тяжким последствиям преступления (так же как суицид или попытка суицида).
Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ) – это требование вступить в половые отношения, сопровождаемое шантажом, угрозой уничтожения или повреждения имущества, указанием на материальную или иную зависимость потерпевшей. Обман и хитрость (например, заведомо ложное обещание вступить в брак) понуждением не считается. Преступление, квалифицируемое по ст. 133 УК РФ, считается оконченным с момента выдвижения требования. Было ли получено согласие потерпевшей, суд не учитывает.
В заключение ВС РФ напомнил судам о необходимости учитывать специфику дел о сексуальных преступлениях. При рассмотрении таких дел необходимо устранять вопросы, не имеющие отношения к делу, и вовремя пресекать нетактичное поведение участников процесса. По возможности следует избегать чрезмерно детализированного описания совершения преступления.
Ранее при рассмотрении подобных дел суды опирались на Постановление Пленума ВС РФ от 15 июня 2004 г. № 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации". Теперь этот документ признан утратившим силу.
Источник: ГАРАНТ.РУ